курсы развития памяти и внимания
8 (926) 847-52-76

1. Чтение про себя.

2. Чтение вслух.

3. Чтение хором.

4. Чтение жужжащее.

5. Чтение в ритме скороговорки.

6. Чтение по «цепочке» (каждый ученик в заданной последовательности читает по 1 слову, предложению или абзацу).

7. Динамическое чтение. На специальной карточке или доске пишется столбик, состоящий из 5-7 слов, с постепенным наращиванием числа букв в этих словах.

8. Бинарное чтение. Два учащихся одновременно читают один и тот же текст.

9. «Очередь». Сначала текст читает тренер, потом – учащиеся.

10. «Буксир». Здесь существует 2 варианта:

• Читая текст, тренер постепенно ускоряет скорость чтения. Учащиеся также читают вслух, стараясь поспевать за тренером;

• Тренер читает вслух, а ученики – про себя. Затем тренер прекращает читать, и учащиеся должны показать в тексте то слово, на котором остановился тренер.

11. «Ловушка». Тренер либо хорошо и быстро читающий ученик читает известный текст и меняет в нем некоторые слова на синонимы. Задача учащихся – найти эту замену.

12. «Голова и хвост». Тренер либо учащийся начинает читать выбранное им предложение, ученики же должны быстро отыскать его в тексте и дочитать все вместе.

13. «Прыжки». Чтение текста через слово.

14. «Первый и последний». Чтение в слове 1-й и последней буквы, а в предложении – 1-го и последнего слова.

15. Чтение по кругу. Учащиеся читают короткий текст по 1 слову друг за другом.

16. «Прятки». Выбирается признак, по которому требуется отыскать слово в тексте, допустим, слово состоит из 2 или 3 слогов, начинается на букву К, имеет ударение в последнем слоге и т.д.

17. «Кто быстрее?» Всем учащимся раздаются карточки с разными короткими текстами, на доске пишется предложение. Задача учеников – по сигналу тренера максимально быстро найти карточку с текстом, в котором содержится это предложение.

18. «Фотоглаз». Здесь также есть 2 варианта для развития памяти:

• На доске пишется столбик слов, с которым учащиеся знакомятся некоторое время. Затем слова закрывают, а ученики по памяти должны их назвать;

• Показывается кадр диафильма, учащиеся же должны по памяти воспроизвести субтитр к просмотренному кадру.

19. «Найди меня». На листах пишутся строчки из разных букв, задача учеников найти «спрятанные» между этими буквами слова.

20. «Угадай». Упражнение может быть выполнено в 2 вариантах:

• Антиципация слов, отдельных предложений, а также пословиц;

• Чтение сквозь решетку.

21. «Сканирование». Ученикам дается 20-30 секунд на то, чтобы «пробежать» глазами текст, и отыскать в нем важную информацию.

22. «Счет слов». На максимально высокой скорости ученики читают текст и в то же время считают слова. Перед началом выполнения упражнения учащимся задается вопрос, ответить на который они будут должны по завершении работы.

 

Упражнения для формирования навыков выразительного чтения.

1. Артикуляция: согласные и гласные, слоги разных видов.

2. Прочтение скороговорок.

3. Чтение различных труднопроизносимых слов (эскалатор, экскаватор, демократия).

4. «Окончания». Отрабатывается четкость произношения окончаний слов. Продолжительность упражнения – не больше 30 секунд. 5. Выделение голосом различных слов в предложении.

6. Выборочное чтение восклицательных и вопросительных предложений.

7. «На одном дыхании». Делается глубокий вдох, после чего предложение читается от начала и до конца.

8. Прочтение одного и того же предложения с различной интонацией.

9. «Эхо». Тренер читает несколько строчек стихотворения с определенной интонацией, учащиеся должны повторить эти строчки с той же интонацией.

10. Разметка текста: логическое ударение, паузы, ослабление и усиление голоса.

11. «Ускорение». Выбранное предложение читают несколько раз, с каждым разом ускоряя темп и увеличивая силу голоса.

12.Чтение-пение. Тренер выбирает мотив известной песни, на который ученики должны пропеть какое-то стихотворение или короткий рассказ.

13. «Голоса». Выбирается образ старушки, какого-нибудь животного или ребенка, подражая голосам которых ученики читают текст.

14. Чтение с настроением. Один учащийся читает текст, другим же нужно определить его настроение.

15. Чтение по ролям.

16. «Замена». Чтение с заменой голоса героя (к примеру, слова Винни-Пуха голосом Пятачка).

17. Инсценирование.

18. Чтение по ролям при отсутствии слов автора.

19. Конкурс чтецов. Учащиеся готовятся к конкурсу самостоятельно.

20. Дикторское чтение. Текст делится на части и закрепляется за определенным «диктором», который готовится самостоятельно и с тренером к тому, чтобы показать остальным учащимся образец чтения.

 

Упражнения для понимания смысла текста.

1. Озаглавливание текста.

2. Словарная работа. Прочтение слов и подробное разъяснение их лексического значения.

3. Определение основной темы текста, а также его главной мысли.

4. Деление текста на логические части и составление его плана.

5. Подбор подходящих иллюстраций к тексту.

6. Определение типа исследуемого текста.

7. Определение содержания текста исходя из иллюстрации.

8. Составление диафильма. Тренер делит текст на части и распределяет их между учениками. Учащийся читает свою часть текста, рисует к нему иллюстрацию и составляет краткую подпись. Все рисунки соединяются друг с другом и затем используются для пересказа текста в кратком изложении.

9. Работа по вопросам тренера. Учащегося или учебника.

10. Выборочное чтение. Требуется найти в тексте описание природы, конкретного героя и т.д.

11. Чтение в целях подготовки к дальнейшему пересказу.

12. Восстановление текста в его логической последовательности. Выбираются статьи из газет или журналов, затем их разрезают на части, перемешивают и дают учащемуся в конверте.

13. «Пропущенное слово». Тренер читает текст, пропуская при этом одно слово. От учеников требуется вставить в это место текста слово, которое будет подходить по смыслу.

14. Восстановление текста. На листочке бумаги крупными буквами пишется короткий текст, который разрезается на мелкие части. Затем назначается команда из 2-3 учеников, которой поручается восстановить исходный текст. Усложненные варианты упражнения – в конверт добавляют кусочки из других текстов, или смешивают в нем 2-3 разные статьи.

15. Распространение предложений. В 1-2 классах это упражнение выполняется по вопросам педагога, в 3-4 классах – самостоятельно.

16. Составление кроссвордов к выбранному тексту.

17. Фантограммы. Упражнение выполняется в 2 вариациях:

• Фантазии учащихся по поводу изменения содержания какого-то хорошо знакомого текста при замене одного условия (например, времени года, героя, места действия и т.д.);

• Ученикам выдаются листки, на которых написано начало рассказа в виде 2-3 предложений. Каждый учащийся составляет свое продолжение рассказа. После этого все работы зачитываются, и определяется самый лучший рассказ.

18. Викторины по нескольким маленьким текстам или одному большому произведению.

19. Составление загадок к отдельным словам из текста.

20. Небольшие сочинения для анализа поступка или характера героя.

21. Подбор поговорок и пословиц, которые раскрывают главную тему текста.

22. Составление ребусов к словам изучаемого текста.